В Федерации объединений автошкол России уже подготовили предложения в ответ на готовящийся административный регламент МВД, согласно которому усложняется процедура проведения экзамена. Как считают работники автошкол, в новом приказе есть противоречия действующему законодательству, а также просматривается потенциальная коррупционная составляющая.
Новый административный регламент по проведению экзаменов был утвержден МВД еще осенью 2015 года. Тогда же документ был направлен в Минюст и до сих пор не был зарегистрирован. Документ усложняет процедуру проведения экзамена. Например, если в теоретической части допущена ошибка, придется ответить на пять дополнительных вопросов по теме, а на площадке увеличивается число упражнений. Также регламентируется время проведения всех этапов — на теоретический экзамен дается 30 минут, столько же — на экзамен в городе, а на автодроме лимитировано каждое упражнение. Например, «змейку» нужно сделать за 2 минуты.
Как считают в Федерации объединения автошкол, регламент требует серьезной доработки. Например, установление времени для выполнения упражнений может привести к подкупу принимающего экзамен, ведь приказом не устанавливается техническое средство для измерения времени и требования к нему. Также, согласно новому регламенту, при проведении экзамена в автомобиле не допускается присутствие каких-либо лиц, кроме кандидата в водители. Эта норма может сказаться на безопасности во время приема экзамена.
Еще один нерешенный вопрос — площадки, на которых будет проводиться экзамен. Документ не предусматривает возможность использования материально-технической базы автошкол, из-за чего получение прав может стать труднодоступным для граждан. Наконец, регламентом устанавливаются новые сроки выдачи прав: 15 рабочих дней для категорий А и М и 30 дней для остальных категорий. В то время как сейчас прием экзаменов и выдача прав осуществляются в течение одного дня.
Интересно, что на недочеты в новом регламенте по приему экзаменов представители экспертного сообщества указывали и ранее, однако реакции со стороны МВД так и не последовало.
В 2015 году «Гильдия автошкол» совместно с автомотосообществом провела экспертизу предложенных проектом экзаменационных упражнений на закрытой площадке. Результаты тестирования были переданы в ГИБДД. Почти треть упражнений, предусмотренных регламентом, не смогли выполнить инструкторы и профессиональные автомотоспортсмены. Мы не знаем, было ли учтено мнение профессионального сообщества при составлении этого документа. Но пришло время для ГИБДД «спуститься с небес» и сесть за стол переговоров с профессиональным автосообществом, чтобы совместно разработать критерии допуска водителей к управлению автомобилем.